Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта

Яндекс цитирования








Рейтинг: / 6
ХудшаяЛучшая 
Цветной бульвар, 13 – этот адрес известен многим. Число “13” для работающих в цирке – счастливое, ведь диаметр циркового манежа составляет как раз тринадцать метров. И судьба Московского цирка на Цветном бульваре, одного из старейших цирков России, подтверждает, что не зря этому замечательному цирку достался такой адрес.

В 1880 году контора купца Данилова построила на Цветном бульваре здание для цирка Альберта Саламонского. До этого москвичи были знакомы с цирковым искусством по выступлениям заезжих гастролеров, а стационарные цирки существовали, как правило, недолго. 20 октября 1880 года в цирке Саламонского состоялось первое представление.

Цирк на Цветном появился в условиях жесткой конкуренции. Рядом, взяв в аренду здание бывшей панорамы “Штурм Плевны” (сейчас – кинотеатр “Мир”), открыли свой цирк знаменитые братья Никитины, перебравшиеся в Москву из Пензы. В течение двух лет конкурентная борьба шла с переменным успехом – зрители выбирали то один цирк, то другой. В итоге Саламонский одержал победу – Никитины переехали на Воздвиженку, взяв в аренду освободившийся цирк Гинне.

Первоначально в Цирке на Цветном бульваре было пять рядов кресел партера, ложи, бельэтаж, так называемые “вторые места” с ненумерованными деревянными скамьями и стоячая галерея. Простое перечисление мест показывает, что цирк был рассчитан на все слои общества – от аристократии, занимавшей привилегированные ложи, до бедняков, плативших копейки за стоячие места.

Кроме того, Саламонский первым ощутил, что самая лучшая публика для цирка – дети. Он подал ходатайство о разрешении давать утренние представления, обещая, что “программы будут приноравливаться к детскому пониманию”. Цирк Саламонского каждое воскресенье давал детские спектакли. На Рождество устраивались елки, и дети получали подарки. Специально для детей Саламонский ставил балеты и пантомимы

На манеже цирка в разные времена выступали самые знаменитые артисты. Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, блистательный наездник Вильямс Труцци, грациозная танцовщица Марта Сур, акробаты Океанос, несравненные эквилибристки сестры Кох, великолепный иллюзионист Эмиль Кио… Невозможно назвать ни одного более или менее известного циркового артиста, хоть раз не выходившего на арену Московского цирка на Цветном бульваре.

Особая динамика смены программ и постоянный поиск нового, создание первоклассных и разнообразных номеров – этот принцип, заложенный Альбертом Саламонским, сохранялся на протяжении всей истории работы цирка на Цветном. Например, Арнольд Арнольд ввел в знаменитый аттракцион Кио клоунаду. Борис Шахет объединил в одном аттракционе слонов и танцовщиц. Изяслав Немчинский способствовал созданию уникального “Медвежьего цирка”. А Марк Местечкин в одну прекрасную зиму заставил клоунов распевать с наружного балкона цирка – рауса – озорные куплеты.

Саламонский, сам будучи превосходным наездником, значительное внимание уделял конным номерам. Он заставлял своих лошадей вальсировать, совершать сложные перестроения в разных плоскостях, выводил на манеж от шестидесяти до семидесяти пяти лошадей. Выдающимся трюком была так называемая “свеча”, когда по команде шестнадцать жеребцов одновременно вставали на дыбы. Одним из лучших в мире дрессировщиков был приемный сын Саламонского Евгений (по афише – Эйжен) Мердер. Он показывал уникальные трюки: лошадь, иногда со всадником, ходила по канату. Другая лошадь, неся на себе всадника, перепрыгивала через шесть лошадей.

Еще одним принципом работы цирка на Цветном бульваре стал смех. “Что это за цирк, если публика в нем мало смеется”, - произнес в свое время Альберт Саламонский. На манеже цирка на Цветном всегда выступали лучшие зарубежные и отечественные клоуны: Дуровы, Танти, Альперовы, Фрателлини, Лазаренко, Карандаш, Олег Попов, Леонид Енгибаров и, конечно же, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.

Имя Юрия Владимировича Никулина неразрывно связано с цирком на Цветном бульваре. Руководство цирком он принял в 1983 году, а потом, когда обветшавшее здание цирка решили снести, встал на его защиту и добился от правительства средств на постройку нового здания, понимая, что цирк на Цветном необходимо сохранить как памятный старожилам Москвы символ веселого детства, незабываемых впечатлений и радостной жизни.

13 августа 1985 года Старый Московский цирк на Цветном бульваре дал последнее представление. Смех звучал буквально сквозь слезы. Но уже 29 сентября 1989 года состоялось открытие нового здания. А в декабре 1996 года, после 75-летнего юбилея Юрия Владимировича, цирк стал носить имя “Московский цирк Никулина на Цветном бульваре”.

И не зря. Ведь, если не считать основателя – Альберта Саламонского – ни один руководитель не дал Цирку на Цветном бульваре столько, сколько Юрий Владимирович Никулин. Даже в те времена, когда Никулин еще не руководил цирком, его выступления на манеже в дуэте с Михаилом Шуйдиным были тем, что действительно привлекало публику. Проведенный в те дни опрос зрителей показал, что 99% из них приходят в цирк, чтобы посмотреть на клоунов. Лишь один процент назвали тигров или акробатов.

Невозможно четко сформулировать, что именно так притягивало публику, но талант этих клоунов был уникален. Эти двое – флегматичный, никогда не улыбающийся Юрик, не лишенный, однако, черт трогательной наивности и душевности, и жизнерадостный, предприимчивый Миша, “мастер на все руки”, лукавый задира, постоянно разыгрывающий своего нерасторопного приятеля – заставляли зрительный зал валяться от хохота. Многие из их реприз теперь невозможно заставить работать – они были написаны “под себя”, и никто больше не способен исполнить их столь же талантливо.

Помимо того, что Московский цирк на Цветном бульваре теперь носит имя самого любимого клоуна страны, в нем еще многое напоминает о Никулине. Сохранен в прежнем виде его кабинет – кабинет, в котором никого не вызывали на ковер, не делали жестких выговоров – по воспоминаниям, Юрий Владимирович даже голос повышал редко. Дверь кабинет почти всегда была открыта – заходили сюда не только работники цирка или друзья Никулина, но и простые люди.

Здесь есть на что поглядеть: телефон, сделанный в виде головы лохматой собаки, лает, зеркало смеется, повсюду сотни разнообразных клоунов: огромных, больших, маленьких и совсем крошечных… Их коллекция собралась у Никулина сама по себе: друзья и знакомые привозили керамических, стеклянных, пластмассовых, тряпичных весельчаков из разных уголков мира. И теперь их скопилось столько, что представляют внушительную армию, способную развеселить каждого.

На стенах кабинета висят плакаты с изображением клоунов. А над дверью – любимая картина Юрия Владимировича из фильма “Ко мне, Мухтар!”, которую ему на семидесятилетие подарили от Петровки, 38. На ней актер в зимнем солдатском тулупе и шапке, рядом с ним – овчарка. Никулин шутил, что такую красивую картину мог нарисовать только самый лучший художник среди милиционеров и самый лучших милиционер среди художников.

Сейчас цирком на Цветном бульваре руководит Максим Никулин – сын Юрия Владимировича. В цирке по-прежнему сохраняются традиции, главная из которых – постоянный поиск необычных решений, стремление держать планку. В 1990 году цирк на Цветном первым вышел из системы Росгосцирка и стал работать самостоятельно. На сегодняшний день Московский цирк Никулина на Цветном бульваре – самый крупный частный цирк в России, и по праву он считается одним из лучших цирков страны.

Во время празднования столетия Московского цирка на Цветном бульваре была разыграна такая реприза. На манеж выходили Шуйдин и Никулин. У Шуйдина на шее висел ящик, на котором сидел попугай. Перед попугаем стояла коробочка, в которой лежали записки. И под шарманку и голос Юрия Владимировича, который говорил: “Ну, что попугай пожелает этому нашему зрителю?”, – попугай вытаскивал записочку. В записке было написано то, что обычно писалось в таких записках: “Вас ожидает счастье”, “Вас ожидает приятная встреча”, – и так далее. И на четвертый раз, четвертому зрителю, попугай вытаскивал пригласительный билет, который приглашал человека, имеющего такой билет, на двухсотый юбилей цирка в 2080 году. Публика встречала это смехом. Всего было отдано около ста приглашений. Интересно, придет ли кто-нибудь с этим билетом в 2080 году на спектакль, на двухсотлетие старого цирка? И каким он будет тогда, цирк на Цветном бульваре?

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?