Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта

Яндекс цитирования








Рейтинг: / 10
ХудшаяЛучшая 
Чревовещание, или вентрология (от лат. “venter” – живот, “logos” – слово) – особый жанр циркового и эстрадного искусства, ныне вымирающий. А жаль. Потому что такое умение действительно заслуживает внимания. Еще с детства, с тех пор как я впервые узнала, что есть люди, умеющие говорить, не раскрывая рта, да еще разными голосами, да еще и направлять звук так, что кажется, будто он исходит совсем не от них, мечталось овладеть этим искусством. Представляете, какие возможности открываются для розыгрышей!

А ведь когда-то эта способность применялась отнюдь не для увеселения публики. Чревовещание происходит из глубокой древности, от камлания шаманов, совершающих культовое действо. Самой древней из известных чревовещателей была колдунья и гадалка Эндора, жившая в Иудее в XI веке до нашей эры. Свои предсказания она произносила таинственным, будто исходящим из-под земли голосом. К Эндоре обращались за советом даже цари. Долгое время “говорящие” камни, статуи и другие предметы помогали жрецам утверждать свою власть, оказывать влияние на государственные дела, получать материальную выгоду.

Падению с чревовещания завесы таинственности во многом поспособствовал древний грек Эврикл. Этот простой афинянин заметил, что верховный жрец Мегамон в Дельфах перед каждым ответом статуэтки глубоко вдыхал в себя воздух, а значит, говорил за нее сам. Эврикл стал тренироваться в умении говорить с закрытым ртом разными голосами, и достиг в этом таких высот, что в Афинах ему даже поставили памятник.

А вот в средние века, когда ретивые служители церкви преследовали все, что хоть как-то выходило за рамки привычного, чревовещание считалось свойством колдунов и ведьм. “Говорящих животом” сжигали на кострах. Впрочем, некоторым повезло больше – их даже причислили к лику святых.

Этим искусством с успехом пользовались и мошенники, в частности, знаменитый авантюрист граф Калиостро. Однажды он прибыл в Страсбург, где его встречали, как короля. Граф и его супруга восседали в роскошном открытом экипаже, за которым следовала свита, вокруг стояли толпы людей, и вдруг какой-то старичок бросился к карете великого магистра с криком: “Наконец-то ты мне попался! Стой и отдай мои деньги!” Тут с небес раздался громовой голос: “Это безумец, им овладел злой дух, уберите его!” Многие в толпе от потрясения попадали на землю…

Английский король Эдуард VII развлекался тем, что доводил своих подданных до обморока, внезапно заговорив с ними замогильным голосом. Те в ужасе падали ниц и каялись в своих амурных похождениях, воровстве и других прегрешениях. “Признайся, о женщина, рогоносец ли твой супруг?” Светская красавица теряла сознание, а потом, заливаясь слезами, отвечала: “О да, святой дух, рогоносец!”

А вот парижский купец Сен Жилле старался использовать свой талант на благо окружающим. Он мирил ссорящихся братьев голосом их умершего отца, приказывал ворам положить на место украденное и так далее.

Первым чревовещателем, использовавшим свою способность для великосветского развлечения,  стал австрийский барон фон Менген, живший в XVIII веке. Он же, насколько известно, первым стал пользоваться куклой с двигающейся нижней челюстью. Барон вынимал ее из кармана, та начинала с ним пререкаться, он сердился, засовывал ее обратно в карман, но кукла не умолкала и там. А современник Менгена англичанин Стивен стал первым профессиональным артистом-вентрологом.

Широкой известностью пользовался француз Александр Ваттемар — по образованию врач, постигший искусство чревовещания. Он разыгрывал пьесы, по большей части собственного сочинения, где сам же одновременно представлял шесть–семь действующих лиц, мужчин и женщин, мгновенно меняя свой внешний образ, походку и голос. Яркое представление о таланте француза дают строки из шутливого письма к нему Василия Жуковского: “Принять вас смогу, лишь подыскав помещение, где смогут одновременно разместиться офицер, которому повезло, унылый слуга, страдающий водянкой охотник, пьющий доктор, маленькая горбунья, юная красавица, надоедала, полдюжины собак, пила, рубанок и тысячи других одушевленных и неодушевленных предметов...”
 
Прославился своими экспериментами и немец Шрейбер, выступавший с дрессированным псом Неро. Как–то раз, зайдя с Неро в ресторан, Шрейбер заказал телячью котлету. Собака сидела рядом, а затем произнесла: “Что же ты мне ничего не даешь, я ведь тоже хочу есть”. “Можешь подождать — поди под стол”, – отозвался артист. Неро повиновался, но продолжал выражать неудовольствие: “Ты мне всегда говоришь, чтобы я ждал, а в конце концов бросаешь голую кость. Бессовестно с твоей стороны пользоваться тем, что я собака”. Сидевший рядом англичанин был настолько поражен, что купил пса. Но Шрейбер блестяще вышел из ситуации. Увидев, что новый владелец надевает на него ошейник, Неро якобы сказал: “Если так, то я больше не произнесу ни слова…”

Первым вентрологом России стал Григорий Михайлович Донской (1865-1956гг.). До него лишь иностранцы-чревовещатели приезжали с гастролями. Донской основал династию русских вентрологов: его дело продолжили дочь Мария, внучка Евгения и правнучка – тоже Мария.

Донской начинал работать еще в балаганах, в паноптикумах, затем выступал в цирке на специальной вращающейся эстраде, и, наконец, на лучших эстрадных площадках страны, вплоть до Московского мюзик-холла. В его большом цирковом представлении собачка вывозила золотую карету с маленькими куклами, за ней вышагивали куклы величиной в человеческий рост. Он говорил за них одиннадцатью различными голосами. Обладательницей двенадцатого неожиданно оказывалась собачка. Она смешными шутками отвечала на вопросы артиста, а затем пела популярный романс.

Но как удается этот трюк? Этот феномен долгое время не могли разгадать даже ученые. Гиппократ, например, считал его болезненной аномалией организма. И в более поздние времена в этом вопросе царила полная неразбериха. Вышедшая в 1773 году немецкая энциклопедия “Универсаль-лексикон” объясняла: “Чревовещатель… направляет голос через гортань в обратном направлении, и он звучит через отверстие в животе” (!).

Сейчас есть разные мнения на этот счет. Разумеется, при чревовещании говорят отнюдь не животом, а используют, как и положено, голосовой аппарат. Говорят, будто у чревовещателей особое строение глотки. Однако есть и мнение, что искусством чревовещания способен овладеть каждый – во многих странах даже выпускают пособия для любителей.

Факт в том, что чревовещателей чрезвычайно мало. В Международную ассоциацию вентрологов входит всего около пятидесяти человек. Вне зависимости от того, исходит ли способность к чревовещанию от особенностей организма, овладеть им чрезвычайно сложно. Как ни старайся, раньше, чем через несколько месяцев ничего получаться не будет. Даже и тогда понадобятся годы, чтобы по-настоящему овладеть этим мастерством.

Прежде всего, необходима правильная постановка дыхания. Но этого недостаточно: основная сложность – в мимике. При чудовищном напряжении глотки черты лица неминуемо искажаются.  И дело тут не только в неэстетичности зрелища: если не сможешь “отключить” мимику, никто не поверит, что говоришь не ты.

Своим успехом чревовещатели во многом обязаны артистизму. Когда чревовещатель говорит за себя, его лицо отражает его мысли, но когда он говорит за куклу – мимика должна быть только у куклы.

Необходимы ежедневные многочасовые тренировки, приходится от многого отказываться. Например, Мария Григорьевна Донская мечтала танцевать, занималась балетом, но, приняв решение пойти по стопам отца, вынуждена была это оставить. А ее дочь Евгения хотела стать художницей, но и ей от этого пришлось отказаться, чтобы полностью посвятить себя искусству чревовещания. Причем совершенствованию нет предела: чем старше становишься, тем лучше умеешь модулировать голос.

Далеко не всякий текст подвластен чревовещателю. По возможности он должен писаться без губных согласных “б”, “п”, “м”. Говорят, что русский язык в этом отношении очень сложен. А вот английский намного проще.

Еще одна из известных русских чревовещательниц – Раиса Виноградова, “молчаливая певица”. Она поет, не раскрывая рта, и ведет забавные диалоги с куклой Кирюшей.

Есть также Ольга Лифенцева, клоунесса-чревовещательница, выступающая в составе клоунского дуэта “ОП-ПА!” Когда она выбирает приглянувшегося ей зрителя и заставляет его петь романс высоким женским голосом, зал лежит от хохота.

Конечно, чревовещание знавало и лучшие времена. В век техники народ мало чем удивишь. “А может, в кукле магнитофон спрятан?” – сомневаются продвинутые тинейджеры. И все же, несмотря ни на что, это загадочное и поразительное умение не заслуживает того, чтобы быть забытым.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?