Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта

Кто он-лайн

создание сайтов, разработка сайтов
Cоздание сайта - terraincognito.ru


Яндекс цитирования

Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 

“Риск, борьба, любовь” – так называется книга, написанная Вальтером Михайловичем Запашным. Эти слова очень верно определяют его жизнь и судьбу. Вальтер Запашный прожил семьдесят девять лет, семьдесят три из которых отдал цирку.

Этот, несомненно, одаренный человек отличался к тому же поразительной волей и упорством. Он с честью преодолевал все испытания, выпавшие на его долю, осуществил свою мечту, став дрессировщиком, поставил уникальные номера (на его счету восемнадцать трюков, которые до сих пор не повторил никто в мире) и воспитал достойных продолжателей своего дела – сыновей Эдгарда и Аскольда.

История династии

История династии берет свое начало в 1882 году. Родоначальником был клоун и музыкальный эксцентрик Карл Томсон, гастролировавший в России в конце XIX века под псевдонимом Мильтон. Здесь он женился. Дочь Мильтона, Лидия, с пятнадцати лет выступала на манеже в качестве цирковой наездницы и гимнастки. Сегодняшнюю фамилию принес в историю цирка муж Лидии Михаил Запашный.

Он не имел цирковых корней и до прихода в цирк работал портовым грузчиком. Неимоверную силу молодого человека заметил легендарный борец Иван Поддубный, который предложил молодому человеку попробовать себя в очень популярном тогда жанре французской борьбы. Однако постепенно успех борьбы пошел на убыль, и Запашный освоил жанр силовой акробатики. В то время акробатическая группа еще выступала под псевдонимом “Братья Мильтонс”.

Отношение Михаила Запашного к цирку было двойственным. Для себя он не представлял иного рода занятий, однако своих детей готовил к другой, далекой от цирка жизни. Отказавшись возить их с собой на гастроли, он купил в Ленинградской области домик, где и оставлял детей с бабушкой. Там они встретили Великую Отечественную войну. В блокаду дом сгорел, пришлось переселиться в гримуборную цирка. Позже семья была вывезена по “Дороге жизни”.

Чтобы прокормить семью, шестнадцатилетний Вальтер с шестилетним Мстиславом подготовили собственный акробатический номер и начали выступать вместе с матерью. А в 1954 году появилась группа “Акробаты-вольтижеры братья Запашные”, в которой участвовали сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь, Сергей. Его техническая сложность вошла в историю цирка – исполненные полста лет назад трюки не повторил до сих пор никто. Этот номер объехал немало стран планеты. В 1957 году артисты стали лауреатами VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Пришло несомненное признание специалистов и зрителей.

Но уже в 1958 году Вальтер Запашный решил оставить жанр, в котором добился больших успехов. Теперь его манила дрессура.

Путь дрессировщика

“Меня влечет новое. Люблю ломать каноны, доказывать, что необязательно идти по одному устоявшемуся пути”, - в этих словах Вальтера Запашного отразилась его неуемная тяга к куражу, риску, испытанию собственного характера.

Впервые он попал на манеж в шесть лет – его вынес в своих широченных шароварах знаменитый в то время клоун Роланд. С тех пор Запашный искал себя в разных жанрах, и, чем лучше и легче у него получалось, тем неинтереснее казалось занятие.

Будучи успешным акробатом, он вдруг ринулся в кабинетную борьбу. Писал заявки, уверяя, что сможет внести новшества в дрессуру, расширить репертуар. Сопротивление было упорным. Акробатический номер имел очень большой успех, его не хотели расформировывать и ссылались на то, что среди Запашных до сих пор никто не занимался дрессурой. Но настойчивость артиста в конце концов взяла верх. Вальтер Запашный стал ассистентом-стажером дрессировщика львов Владимира Борисова, сторонника “мягкой”, гуманной дрессировки. Учился он и у легендарного Бориса Эдера, принимавшего участие в съемках фильмов “Цирк”, “Опасные тропы”, “Укротительница тигров”, “Дон Кихот”. Позже животные самого Запашного снимались в фильмах “Руслан и Людмила”, “Три плюс два”, “Дерсу Узала” и других.

В 1961 году на арене Ивановского цирка состоялась премьера нового, не виданного доселе аттракциона Вальтера Запашного “Среди хищников” (потом это название, ставшее семейным брэндом, перешло к Эдгарду и Аскольду). В номере участвовали семь бенгальских и уссурийских тигров, четыре льва, три черные гималайские пантеры, две южнокитайские рыси, две пумы и два ягуара. Представьте себе: дрессировщик выезжает на манеж на льве, пантера совершает перелет над ним на трапеции, два хищника одновременно прыгают с тумб навстречу друг другу, а два других делают перекрестный прыжок над ними. В финале лев уходит с манежа, самостоятельно отодвигая задвижку клетки, а остальные животные проскакивают за ним к выходу сквозь горящее кольцо.

Выступление готовилось в спешке – не было костюмов, реквизита. Запашному подобрали старый наряд дрессировщика, в котором звери его попросту не узнали. Оркестр громыхал во всю силу, в глаза бил ослепительный свет. Звери неистовствовали: их надо заранее приучать к свету, музыке, шуму зрительного зала, но в тот раз и оркестр, и электрик прибыли слишком поздно. Кроме того, среди зверей оказалась Багира, тигрица-людоед – но это выяснилось намного позже: фирма, поставляющая во все страны мира хищников для дрессировки, естественно, не снабдила ее документами о темном прошлом…

В царившей вокруг суматохе Багира, улучив момент, показала, на что она способна: едва дрессировщик на секунду отвернулся от нее, следя за каким-то другим животным, тигрица бросилась на него сзади, схватила за затылок, повалила на пол и начала рвать. Запашный втиснул ей голову в пасть, не давая сомкнуть челюсти, и сумел продержаться в таком положении несколько секунд – но этого хватило, чтобы выжить.

От этой встречи на теле дрессировщика осталось двадцать шесть ран. И все же Вальтер Михайлович оставил тигрицу у себя – он был убежден, что это исключительно способное животное: она делала шестьдесят четыре трюка. По словам Запашного, он просто влюбился в тигрицу за ее исключительный талант и память. Когда она умирала, он буквально держал ее на руках, и в момент агонии она взяла в пасть его руку и просто держала, глядя в глаза дрессировщику. Эта история описана в книге “Риск, борьба, любовь”.

Это было первым, но не последним нападением хищника. Такова плата за принадлежность к цирковой элите – дрессировщикам. Однажды после зашивания ран хирург спросил, что заставляет его так сильно рисковать своей жизнью.
- Любовь, - не задумываясь, ответил Запашный.
- Любовь к чему? К риску? К славе? – не понял врач.
- Главным образом – к животным.
- А если они вас сожрут?
- Подавятся, я костлявый…

К животным Запашные относятся по-человечески. Звери доживают у них до конца своих дней и, вопреки всем предложениям, их не усыпляют. Вряд ли при жестоком обращении с животными можно создать столь удивительные номера. Например, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса прыжок на спине льва – этот трюк Аскольду Запашному достался в наследство от отца. А в одном из своих невероятных аттракционов Вальтеру Запашному удалось свести вместе хищников и лошадей.

Выглядело это так: на арену верхов на лошади вылетал Запашный, а там его уже ждал лев, который одним прыжком перемахивал через всадника. Следом выпускали еще двух лошадей. Лев поочередно запрыгивал то на одну, то на другую – все происходило на хорошем галопе. После льва на лошадь вскакивал сам дрессировщик и усаживался верхом на хищника.

Идея подобного номера давно бередила умы дрессировщиков, но только Запашный сумел довести идею до конца. Первоначальная задумка была иной, дрессировщик намеревался включить в него двенадцать лошадей, шесть тигров и шесть львов. Однако от этой идеи он отказался, боясь, что при малейшей оплошности выступление превратится в бойню. Впоследствии так и случилось с другим укротителем, Буслаевым. Зрители долго не забудут эту премьеру, состоявшуюся в цирке Ростова-на-Дону: на их глазах звери загрызли всех лошадей, порвали дрессировщика и выступавшую с ним жену.

А Запашному удалось невозможное – приучить льва видеть в своей исконной добыче партнера. Для этого лошадей одевали в “броню” из войлока и брезента, непосильную даже для львиных когтей. Труднее всего было примирить лошадь с присутствием льва – для этого животных держали в соседних стойлах, разделенных перегородкой.

Увлечения

С шести лет Вальтер Запашный работал, как взрослый – каждый день, а воскресенье – три раза в день. Гулять было некогда. Если удавалось вырваться и поиграть в казаки-разбойники, это казалось счастьем. И то, вспоминал Вальтер Михайлович, придешь домой вспотевший – не миновать порки. Потому что, во-первых, перед работой нельзя уставать, во-вторых, артисту нельзя простужаться.

Кроме того, родители хотели, чтобы дети научились музыке, и приглашали педагогов для занятий. Поэтому Запашный еще и часами просиживал за фортепиано. С детства он очень любил животных, зачитывался Бремом – поэтому нельзя сказать, что решение стать дрессировщиком пришло совершенно неожиданно. У Вальтера Михайловича два высших образования – он окончил Одесский медицинский институт и заочно – Киевский институт физкультуры. Стал мастером спорта по гимнастике, акробатике, тяжелой атлетике.

С детства проявлял способности к рисованию, даже учился в художественной школе. Для артиста цирка такой талант не лишний – часто они выступают в роли художников-модельеров, придумывая себе костюмы, или художников-оформителей, делая декорации. Вальтер Михайлович перед выступлением с хищниками всегда делал зарисовки будущих трюков: определял место каждого животного на арене, их перемещение, построение, смотрел, как падает свет, где стоят ассистенты, как распределяется реквизит. Это было необходимо, чтобы не повторился драматический дебют, когда его порвала тигрица. Умозрительно все спланировать трудно. Ведь в аттракционах Запашного участвовало до сорока животных!

Известно, что Вальтер Михайлович увлекался резьбой по дереву. В корнях, корягах, бревнах он видел уже готовые, созданные природой формы, а потом брал резец и воплощал эти формы в жизнь. Создавал он эти произведения исключительно для собственного удовольствия, никогда не советовался с другими, не нуждался в одобрении своей работы, не собирался показывать свои изделия на выставках, ничего не продавал и не раздаривал. Однако вся семья с удовольствием пользуется вырезанными им замысловатыми полочками, вазами, стульями…

Вальтер Запашный был полон творческих планов. Например, он мечтал создать новый аттракцион – Океанариум, в котором будут участвовать самые разные морские животные: тюлени, котики, дельфины, а также акулы, касатки, киты, осьминоги… К сожалению, многие его задумки так и остались нереализованными.

Семья

Все трое детей Вальтера Запашного стали дрессировщиками.

У его дочери от первого брака Марицы Запашной – единственный в Европе аттракцион с пантерами. Она получила его от своей матери – Марицы-старшей. Сын Марицы Вальтеровны Дан тоже работает в цирке и мечтает создать свой собственный, ни на что не похожий аттракцион, объединив в одном номере черных пантер и белых тигров.

Со своей второй женой – Татьяной – Вальтер Запашный познакомился, когда цирк был на гастролях в Твери. За покорившей его сердце девятнадцатилетней тверичанкой он ухаживал очень оригинально: приезжал к ее окнам на лошади, а в институт, где училась девушка, явился с тигром на поводке. Родные Татьяны вначале отговаривали ее от столь опрометчивого шага, но закончилось это тем, что вся семья стала ездить с цирком.

Для отца Татьяны это решение стало роковым. Он занимался техническим оснащением аттракционов и однажды решил похвастаться перед друзьями, что может погладить тигра. Подошел и сунул руку в клетку. Однако тигр оказался не тем, который его к себе подпускал. Звери не прощают таких ошибок. Отца Татьяны пытались спасти, но началась газовая гангрена. Предлагали ампутировать руку, однако он не согласился, сказав, что предпочтет умереть, чем жить без руки.

Между прочим, за женитьбу на Татьяне Вальтер Запашный получил выговор по партийной линии – она была моложе на двадцать восемь лет. В результате в течение пятнадцати лет его не выпускали за рубеж.

Конечно, Вальтер Михайлович возлагал на своих сыновей очень большие надежды. Когда родился Эдгард, это сообщение мгновенно долетело до цирка, где в этот момент как раз шло представление. Извинившись перед зрителями, Вальтер Запашный выбежал во двор и выпалил из нагана всю обойму холостых патронов, а затем разрядил в воздух ракетницу и вернулся на манеж. Празднование длилось целую неделю. Вальтер Михайлович потом долго жалел, что не смог отметить с таким же размахом появление на свет второго сына – Аскольда: в ту пору семья переживала не самые лучшие времена.

Вальтер Запашный был человеком строгим и требовательным. Поблажек не делал никому, тем более членам собственной семьи. Эдгарда и Аскольда отдали в школу в один год и не проводили между ними никаких различий по признаку старшинства. Требования к обоим были одинаковыми, и довольно высокими – учились братья хорошо. Эдгард окончил школу с одной четверкой, а Аскольд стал отличником.

Впервые братья попали в клетку к хищникам, когда учились в первом классе. Пригласили на репетицию приятелей и уговорили отца взять их с собой в клетку. Как только дверца открылась, мальчишечья смелость куда-то подевалась. Облепив отца с двух сторон, сыновья повисли на нем безвольными комочками. Вальтер Михайлович мог тут же выставить детей, но решил иначе и, прижав их покрепче, обошел манеж. Звери насторожились, но не посмели тронуть перепуганных детенышей хозяина. Острых ощущений братьям хватило надолго…

Долгое время Вальтер Михайлович готовил ребят для работы в различных жанрах циркового искусства, таких как акробатика, эквилибр, жонглирование, дрессура, пока, наконец, не передал им номер с хищниками. Сам он ушел с арены только в семьдесят лет, но и после этого помогал сыновьям, присутствовал на репетициях и представлениях.

По словам Эдгарда Запашного, за последние пять лет Вальтер Михайлович перенес двусторонний инсульт и два инфаркта, однако держался стойко и постоянно ездил с сыновьями на гастроли, поддерживая их своим присутствием.

Жизнь выдающегося артиста была долгой и насыщенной смыслом. Вальтер Запашный оставил свой след на Земле, а на небе осталась звезда в созвездии Овна, названная его именем.

 

Комментарии  

 
+1 #1 Misti _Stka 2012-05-12 00:16 Интернет магазин www.1prikid.ru кошельки мужские, кожаные сумки, платки,портмоне мужские из натуральной кожи,можна купить косметички без труда выбрать сумки женские купить клатч недорого обложки для документов барсетки через плечо.Еженедельные обновления платки на шею нашего асортимента.Портфели из натуральной кожи визитницы из натуральной кожи зажим для денег. Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Не рекомендуемые - случайные сайты!

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?


Mega
CSS Sites
Photovoltaik