Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта

Яндекс цитирования








Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 

Для чего нужен цирк?

 

За что любят цирк? Зачем туда ходят? Для развлечения, скажут многие. Детей сводить, им это нравится. Однако нередко бывает так, что уставшие дети в цирке начинают болтать, ерзать, отвлекаться на купленные в антракте игрушки, а вот сами взрослые не отрывают глаз от арены.

У замечательного детского писателя Льва Ивановича Давыдычева есть повесть “Лелишна из третьего подъезда", где много написано о цирке. Один из героев книги, милиционер Горшков, цирка не любит, не понимает и считает наказанием то, что ему приходится следить там за порядком. "Цирк! – презрительно восклицает он. – Обезьяна на гармошке играет. Что за намек? Медведи на велосипедах гоняют! Что этим хотят сказать? Клоунов развели – живот заболит на них смотреть, а толку? Польза какая? Или один гражданин возьмет гражданку за ногу и давай в воздухе крутить! А она ему потом ногами на голову встанет! Это что, детям пример?" Попытаемся ответить на вопросы милиционера.

Цирковых жанров много: акробатика, атлетика, гимнастика, дрессура, жонглирование, иллюзия, эквилибристика... Рассмотреть их все в рамках одной статьи, к сожалению, невозможно. Мне в детстве (да и сейчас, пожалуй) особенно нравились клоуны. Поэтому разберем этот жанр.

Предшественниками цирковых артистов на Руси были скоморохи. Скоморох – это одно из частных, национальных проявлений общеевропейского образа ваганта – бродячего певца, сказителя, актера. Ваганты внесли свой вклад в формирование многих направлений искусства. Позже пляска перейдет в балет, пение – в оперу, игра на музыкальных инструментах – в симфоническую музыку, пересказ мифов – в литературу, дрессировка зверей и шутовство – в цирк... И все же можно сказать, что наиболее близки к древним скоморохам современные клоуны. Обоснуем это утверждение.

По специализации клоунов можно подразделить на разные виды:

- коверные клоуны, заполняющие шуточными сценками паузы в представлении, пока униформисты готовят манеж к следующему номеру;

- музыкальные клоуны, играющие на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах и исполняющие куплеты под собственный аккомпанемент;

- клоуны-дрессировщики;

- клоуны-акробаты.

При этом в цирковой практике каждому клоуну приходится работать во всех этих направлениях, сочетая в своем репертуаре различные жанры. Клоун должен быть мастером на все руки, ведь чтобы пародировать тот или иной номер, притворяясь неловким или неумелым, на самом деле необходимо профессионально им владеть. И эта универсальность умений роднит клоунов со скоморохами. У тех тоже были специализации: кто-то пел, кто-то водил медведей и так далее. Но многие из скоморохов были разносторонне одаренными личностями.

Откуда же взялись сами скоморохи? В давние времена, на заре человечества, люди переряжались в зверей, птиц или других существ, покрывали себя узорами, чтобы обмануть животное, за которым охотились, избежать кары злого духа или внушить соплеменникам мысль о своей необычайной силе и ловкости. Древние заклинания, пляски и другие ритуальные действия сохранились в обычаях, в народных увеселениях. Многое из того, что сегодня кажется нам бессмысленным, в древности имело глубокое сакральное значение.

Скоморохи вышли из среды волхвов. Волхвы являлись носителями накопленных человечеством знаний, и действия их последователей – скоморохов – были отголосками древнейших тайн.

Нет, конечно, далеко не все из того, что делали скоморохи, заключало в себе столь глубокую суть. Скоморохи кривлялись, ломались, потешались над всем и вся, шутки их зачастую были грубы и непристойны. Но и это не противоречило духу язычества, основная черта которого – жизнелюбие. Уж ее-то скоморохи воплощали в полной мере.

Понятно, что церковь скоморохов не любила. Лицедеи отнимали прихожан. “Повесть временных лет” говорит в осуждение скоморошеству: их игрища собирают такие толпы людей, “что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, – а церкви стоят пусты”.

В самом деле, скоморохи умели развлекать весело, озорно, остроумно, без излишней назидательности и тяжеловесного морализования, высмеивали порок и несправедливость, не считаясь при этом ни с какими чинами. Немудрено, что народ к ним тянулся.

В 1648 году царь Алексей Михайлович, отец Петра I, издал указ, положивший начало травле скоморохов. Приказано было ломать сурны и гусли, а скоморохов, как и тех, кто их слушает или принимает участие в их потехах, бить батогами. Скоморохи стали уходить из центральных районов страны на север, где влияние официальной церкви было слабым...

Скоморошество стало частью натуры русского человека. Когда обида и боль перехлестывают через край, когда слова рвутся, а говорить нельзя, приходится устраивать потеху, шутовскую игру. Или смотреть, как это делает кто-то другой. Смельчак, который, прикидываясь дураком, высказывает глубоко выстраданное.

А каков клоун сейчас? Это такой же мнимый дурак, и эта маска дает ему неограниченную возможность распоряжаться самим собой. Профессию клоуна любят прежде всего за свободу, которую она дает. Надо только суметь этой свободой распорядиться, что под силу далеко не каждому.

Между прочим, клоунада – едва ли не единственный жанр, не имеющий династических традиций. Это объясняется тем, что каждый клоун неповторим, уникален. Он создает свой собственный художественный образ, отличный от существовавших ранее.

Задача клоуна – ломать каноны, бросая вызов окружающему миру. А уж как он это сделает, зависит от него самого, одинаковых путей тут быть не может. Людям свойственно тяготение к стереотипам. Далеко не каждому простят отказ от них. Клоуну, шуту, паяцу, скомороху – простят. Клоун ведет себя не как все – но вызывает это не гнев, а смех.

Конечно, юмор бывает разным. Есть острая сатира, пародия на окружающую несправедливость, есть и беззлобный юмор, когда клоун притворяется неумехой или потешается над вызванным из зала зрителем.

Клоун по-детски наивен. Он познает мир сам, экспериментально, понимая все неправильно и, как следствие, постоянно попадая в нелепые ситуации. А люди смеются. Смеются, оставляя на арене свои заботы и горести. Клоун принимает на себя чужой груз.

Причем клоун – не всегда беззаботный весельчак, балагур-насмешник. Клоун может быть и грустным. Например, во время выступлений выдающегося артиста Леонида Георгиевича Енгибарова у только что хохотавших до упаду людей нередко вставал ком в горле.

Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас, –

написал о нем Владимир Высоцкий. Енгибаров любил рассказывать друзьям притчу о рождении юмора. В дремучем лесу заблудились двое. И каждый по отдельности безуспешно пытался выбраться из чащи. Надвигалась ночь. Они уже отчаялись найти дорогу. И вдруг случайно встретились. Это были Горе и Радость. Общая беда сблизила их. И от этого союза появилось дитя любви – Юмор.

Можно много и долго говорить о великих русских мастерах клоунады – Михаиле Николаевиче Румянцеве (Карандаше), Олеге Константиновиче Попове, Юрии Владимировиче Никулине... Однако современная клоунада вышла за рамки цирка. По мнению Вячеслава Полунина (клоуна Асисяя), клоунада в цирке более наивная, площадная, более праздничная, тогда как современная клоунада все больше встречается с трагедией, с психологией и даже с метафизикой. “Театр – это самое точное место для современной клоунады”, – утверждает он.

Вероятно, это так, но здесь речь идет о клоунаде в отрыве от цирка. А наша статья, если вы не забыли, – о причинах любви к цирку. И, как ни интересна сама по себе клоунада, о других жанрах сказать просто необходимо.

Что делает цирк? Прославляет человеческое совершенство. Артисты цирка выполняют трюки, недоступные рядовому зрителю. Человек всегда тянется к чему-то необыкновенному, стремится выйти за рамки обычной жизни. Он восхищается силой и ловкостью акробатов, изяществом эквилибристов, храбростью укротителей, его манят загадки фокусов... И эту картину органично дополняют шутки клоунов.

Оптимистичность – вот отличительная черта циркового искусства, которая роднит его со скоморошеством. Сегодня людям необходим оптимизм точно так же, как сотни и тысячи лет назад.

Вряд ли многим необходимо так подробно объяснять, для чего нужен цирк. Люди просто любят его – и все. Сразу видно, что любит цирк Давыдычев, автор упомянутой в начале статьи повести. Любят цирк и его герои – Лелишна, мечтающая стать укротительницей львов, засоня и двоечник Петька, удирающий из дома, чтобы попасть на представление, “неподдающийся” Головешка, по которому “колония плачет” и который ничем не интересуется в жизни, даже футболом, но стоит ему попасть в цирк, как он застывает на месте, вытаращив глаза.

Понимают все. Не понимает только несчастный милиционер Горшков. Но однажды он сам случайно оказывается в роли клоуна. Первый раз – когда выскакивает на арену, гоняясь за убегающими мальчишками, второй – нечаянно ступив на движущийся круг, на котором выезжает на манеж фокусник. Каждое появление долговязого чудака в милицейской форме публика встречает взрывом хохота.

Ужас и отчаяние Горшкова не поддаются описанию. Хуже всего то, что всю глубину его падения видел товарищ майор. Мысленно Горшков уже вычеркивает себя из рядов героической милиции, но тут майор берет его на опасное задание. И Горшков задерживает матерого преступника. Несмотря на то, что только что над ним смеялся весь зал.

В конце книги милиционер сам отвечает на свой вопрос: “Понял я, в чем дело. Отдыхать в цирк народ ходит. Сил набраться для завтрашнего трудового дня ”.

И это не подлежит сомнению.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

След. »

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?