Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта
Цирк со звездами
Интервью с артистами
Напишите своё
Цирковые жанры

Warning: strpos() [function.strpos]: Empty delimiter in /var/www/terraincognito/data/www/terraincognito.mmfm.ru/includes/sef.php on line 532
Форум
Цирковой словарь
ГОСТЕВАЯ
Карта сайта
Видеочат

Яндекс цитирования








Терминология
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
ТЕРМИНОЛОГИЯ цирковая (от позднелатинского terminus — термин и греческого logos— слово, учение) — совокупность терминов, употребляемых для объяснения различных цирковых понятий. Формирование современного циркового искусства происходило главным образом в Англии, Франции, Германии, Италии и России; соответственно там складывалась и основная цирковая терминология. По мере развития искусства цирка в других странах, эта терминология переносилась и закреплялась, иногда — в дословном произношении и транскрипции, иногда — в переводе, причём нередко в искажённом виде. Аттракцион, вальсет, вольтиж, жокей, кавалькада, клишник, клоун, крафт-акробат, кульбит, курбет, лонжа, манипуляция, реприза, сальто-мортале, трапеция, шапито — лишь часть терминов западно-европейского происхождения, которыми пользуются цирковые артисты всего мира. Есть, однако, немало слов, словосочетаний и речевых оборотов, которые не могут быть отнесены к такой «всеобщей» терминологии цирка и всё же широко используются в цирковом обиходе. Образуются они по внешнему, смысловому или образному сходству с определённым конкретным явлением, или по сходному действию в повседневной жизни, или, наконец, в результате искажения в цирковой среде какого-нибудь иностранного выражения. Этот своеобразный производственный и бытовой цирковой язык («жаргон») свой в каждой стране. Не составлял в этом отношении исключения и дореволюционный русский цирк, бытуют обиходные слова и словообразования и в советском цирке. Некоторые из них (старинные и современные) приводятся ниже. Апостол (в классической борьбе) — внешне как бы сильный, а на манеже, в схватках, не очень серьёзный противник. Бархатный приход (в акробатических, гимнастических жанрах) — мягкое попадание верхнего (при прыжке) на нижнего. В три, четыре... угла (в партерной акробатике) — прыжковые комбинации в трёх (четырёх) противоположных направлениях. Гриф — запрещённый приём во французской борьбе: сильный зажим борцом запястья противника. Гуттаперчевый мальчик — исполнитель «каучука», клишник в старом цирке; вошло в употребление из одноимённого рассказа Д. В. Григоровича. Ездить школу (в конном цирке) — исполнять номера Высшей школы верховой езды. Замок (в акробатике, гимнастике) — положение, при котором руки партнёров сплетены запястьем в запястье. Или: один из гимнастов кладёт подъёмы ног на локтевые сгибы партнёра, а тот обхватывает кистями рук икры первого. Зубы в зубы — трюк, когда ловитор держит зубник, соединённый с другим зубником, на котором повисает вольтижёр (см. ст. Волътиж). Икариец — участник номера «Икарийские игры». Карта — род квадратной доски, традиционный предмет реквизита в номерах антипода. Кладка (победа «кладкой») — приём, когда борец, положив противника на обе лопатки, держит его в таком положении не менее трёх секунд. Кольцевик — воздушный гимнаст, исполняющий трюки на кольцах. Коромысло (в номерах канатоходцев) — проход артиста по канату с балансиром (на плечах), на обоих концах которого находятся трапеции с партнёрами, исполняющими воздушно-гимнастические трюки. Корючка — название второстепенных шуточных трюков. Крокодил — вид стойки, при которой акробат, опираясь на согнутую в локте руку, придаёт своему телу горизонтальное положение, после чего снова выходит в прямую стойку. Кураж (от французского courage — храбрость, мужество) — предельная волевая собранность, бесстрашие при выполнении особо сложных трюков. «Монт!» (от французского monter— подниматься, всходить) (в дрессировке) — команда животному: встать на требуемый предмет (тумбу, лестницу и др.). «На низ!» — команда животному: сойти с предмета, на котором оно стоит. Окрошка — серия многообразных прыжков, соединённых в одну непрерывную комбинацию. Название происходит от прыжковых упражнений акробата-прыгуна И. Е. Сосина («Сосинские окрошки»). См. ст. Сосины. Отбив — прыжок акробата на поднятый конец подкидной доски так, чтобы подбросить на заданную высоту партнёра, стоящего на противоположном, опущенном конце доски. Отсюда — отбивающий: артист, выполняющий отбив. Паук — двухколёсный велосипед особой конструкции с большим передним колесом. Першевик (першист) — исполнитель номеров эквилибра на першах (шестах). Плечевик — акробат, совершающий прыжки с плеч одного партнёра на плечи другого. Подкрут (в номерах антипода) — сообщение используемому по ходу номера предмету заданного вращательного движения. Подсечка — в номерах конного цирка трюк, с помощью которого демонстрируется падение лошади вместе с всадником. Приход (в акробатике) — завершающее трюк попадание артиста в назначенную точку: приход (с приходом) в руки (на ступни ног, на «колонну» из трёх, на круп лошади и тому подобное). Соответственно — приходить, т. е. попадать. Прокладка — обозначение номеров, которые не имеют большой самостоятельной ценности и вводятся в программу между основными номерами. Питомник — воздушный гимнаст, исполняющий трюки, удерживаясь лодыжками на трапеции. Ручник (коробочник) — старинное название манипулятора, а также эквилибриста, исполняющего номер преимущественно на руках. Сигара — реквизит антиподистов: род бревна, которое артист вращает в разные стороны. Скорочка — переброска нижним через себя верхнего партнёра. Стоечник — акробат, в трюковом репертуаре которого ведущее место занимают всевозможные стойки (на руках, на голове и др.). Школьно — виртуозно, идеально чисто. Соответственно — школьность, школьное исполнение, школьная лошадь (лошадь, подготовленная для номеров Высшей школы верховой езды и т. д.). Яшки — борцы, которым в чемпионатах французской борьбы устроители заранее планировали поражение.
 

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?