Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта
Цирк со звездами
Интервью с артистами
Напишите своё
Цирковые жанры

Warning: strpos() [function.strpos]: Empty delimiter in /var/www/terraincognito/data/www/terraincognito.mmfm.ru/includes/sef.php on line 532
Форум
Цирковой словарь
ГОСТЕВАЯ
Карта сайта
Видеочат

Яндекс цитирования








Пантомима
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 

ПАНТОМИМА (от греческого pantomimos, буквально — всё воспроизводящий подражанием) — 1) Цирковая миниатюра без текста (или с минимальным количеством слов), исполняемая соло или группой артистов.

Перенесена в цирк из ярмарочно-площадного театра, где бытовала в виде мимических буффонно-фарсовых интермедий и пьес, так называемых: арлекинад. В первых цирках-стационарах в основе пантомимы лежали элементы конной клоунады. С развитием циркового наездничества появляются конно-пантомимические сцены на героические, батальные, мифологические и другие сюжеты. Со временем пантомима стала входить в репертуар артистов и других жанров — канатоходцев, эквилибристов, акробатов и особенно комиков. Многие сценки впоследствии разрастались до одноактных сатирических пьес с текстом (в русском цирке — «Смоленские сапожники», «Рекрутский набор во Франции» и др.). В советском цирке в пантомиме успешно выступают клоуны Карандаш, О. Попов, Никулин и Шуйдин, А. Николаев, X. Мусин, В. Меликджанян; выдающимся мимом был Л. Енгибаров. 2) Тематический сюжетный цирковой спектакль на основе либретто, сценария, решённый средствами цирковой и театральной выразительности. Термин «пантомима» в современном цирке условен. Ещё с начала 19 века в цирковые пантомимы наряду с мимическим действием вводились диалоги и монологи. Развитие цирковой пантомимы проходило под влиянием театральной культуры. Уже в «Амфитеатре Астлея» (Лондон) существовала сценическая площадка, в цирках с 1-й четверти 19 века манеж также сочетался со сценой, применялись декорации, театральная машинерия и бутафория. По мере превращения цирка в искусство многожанровое пантомима обогащалась и как специфически цирковое зрелище — в действие включались трюки артистов всех специальностей. Первые пантомимы представляли собой инсценировки известных исторических конных сражений, в 20-е годы 19 века эти инсценировки составляли разновидность пантомимы — мимодраму. В 30-е года получила распространение пантомима-феерия; тогда же начали создаваться цирковые пантомимы-мелодрамы («Отелло» по трагедии Шекспира; «Мученики» по произведению Шатобриана), приключенческие пантомимы («Смерть капитана Кука», «Мазепа»). С 80-х годов утвердилась водяная пантомима. В России постановки первых пантомим относятся к 50-м годам 19 века. Это были сюжетные конно-батальные сцены по мотивам античной мифологии или рыцарские сцены («Остров амазонок», «Охота в Баден-Бадене» и др.), военные мимодрамы, романтические мелодрамы о разбойниках («Разбойники в горах Абруццо», «Фра-Дьяволо»); исполнялись большей частью иностранными труппами. О самобытной русской пантомиме можно говорить лишь в связи с постановками в 80-е года 19 века («Тарас Бульба», «Хаджи Мурат», «Иван Сусанин» и др.). В столичных цирках ставились в основном пантомимы европейской арены: «Крысолов из Гамельна» (1881), «Нибелунги» (1882), «Гейдельбержцы-весельчаки» (1890). В конце 19 — начале 20 веков получили распространение пантомимы на сюжеты модных оперетт, драм и комедий («Орфей в аду», «Весёлая вдова», «Три мушкетёра в монастыре», «Чёрные вороны»), на детективные сюжеты («Шерлок Холмс», «Фальшивомонетчики»), псевдоисторические и псевдоэтнографические пантомимы («Юлий Цезарь», «Ночь в Калькутте»). Приобрели популярность пантомимы-дивертисменты и пантомимы-балеты — по существу монтажи различных номеров и танцев («Русская свадьба», «Венгерский праздник», «Карнавал в Гренаде»); ставили такие пантомимы, как правило, балетмейстеры. Среди дивертисментных пантомим выделялись пантомимы для детей, в которых все роли исполняли дети («Золушка», «Детский рай»). В годы 1-й мировой войны 1914—18 в петербургских цирках Чинизелли и «Модерн», в московских цирках братьев Никитиных и А. Саламонского ставились военные, псевдопатриотические пантомимы («Потопление Бельгии», «Русские герои на Карпатских горах», «Взятие Львова»). После Октябрьской революции наряду с возобновлением традиционных цирковых пантомим создаются пантомимы революционно-агитационного содержания («Отпечаток руки, или Подлость капиталиста», 1921; «Труд и капитал», 1922). Особенно активно над созданием пантомим работал в эти годы Петроградский цирковой коллектив («Красный корабль», «Наши за границей, или Контора по найму прислуги» — сатира на белоэмигрантов, «Мертвецы на пружинах» — буффонадная пантомима о провале контрреволюционных заговоров). К 10-летию Великой Октябрьской социалистической революции были подготовлены пантомимы: «Взятие Перекопа» (1-й Московский государственный цирк), «Зарево Октября» (цирк Ростова-на-Дону), «10 пламенных лет» (Ленинградский цирк). Следующий этап в развитии советской пантомимы связан с деятельностью выдающегося циркового режиссёра В. Труцци, осуществившего постановки «Чёрный пират» (1928) и «Махновщина» (1929). В 30-е годы в советском цирке создаются героико-революционные пантомимы («Москва горит», «Индия в огне»; «Бунтарь Кармелюк» — Киевский цирк, 1930; «Три этапа» — Саратовский цирк, 1931; «Шамиль», «Тайга в огне»). Ставились также цирковые спектакли-пантомимы на сюжеты произведений классической литературы («Конёк-Горбунок», «Ночь перед Рождеством»). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 — пантомима «Трое наших» (1942, Московский цирк), позднее: «О чём звенят клинки» (Саратов, 1949), «Песня докеров» и «Трубка мира», посвящённые борьбе за мир (1950—60-е года, Московский и другие цирки), «Выстрел в пещере» — о пограничниках (1955, Ленинградский цирк), «Карнавал на Кубе» (1962), «Этих дней не смолкнет слава» (1965, Передвижной цирк № 9), «Партизанская баллада» (1967, Минский цирк), «И арсенал и щит России» (1966, Тульский цирк), пантомимы для детей. В ряде пантомим напряжённость сюжета была ослаблена, характеры схематичны, мимические сцены сведены к минимуму, возросла роль диалога. В жанровом отношении это были скорее цирковые ревю. К таким представлениям относятся «Теплоход „Весёлый"» (коллектив под руководством Эйжена, Ленинград, 1939), «Пароход идёт „Анюта"» (1961) и др. Помимо цирковых режиссёров, пантомимы ставили (в разные годы) театральные и кинорежиссёры: Н. Фореггер, С. Радлов, Н. Экк, Э. Краснянский, Г. Козинцев, В. Папазян, Л. Варпаховский. Среди авторов пантомим: В. Маяковский, А. Жаров, Н. Хикмет, А. Афиногенов, В. Масс, Н. Эрдман, В. Ардов, М. Тривас, Э. Шапировский и др.

 

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?