Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта
Цирк со звездами
Интервью с артистами
Напишите своё
Цирковые жанры

Warning: strpos() [function.strpos]: Empty delimiter in /var/www/terraincognito/data/www/terraincognito.mmfm.ru/includes/sef.php on line 532
Форум
Цирковой словарь
ГОСТЕВАЯ
Карта сайта
Видеочат

Яндекс цитирования








Клоун
Рейтинг: / 7
ХудшаяЛучшая 

КЛОУН (английское clown, от латинского colonus - деревенщина, грубиян) — амплуа артиста цирка, исполняющего комические, юмористические, сатирические номера, пользуясь приёмами буффонады, эксцентрики, гротеска, пародии. Клоун, как правило, выступает в одном постоянном образе (маске), представляющем собой обобщённое воплощение какого-нибудь жизненно достоверного персонажа с типичными для него внешними и внутренними чертами характера. Форма и приёмы сценического воплощения клоунской маски определяются наиболее характерными внешними и другие особенностями исполнителя. Клоун может непосредственно общаться со зрителями при помощи реплик, обращённых в зал, втягивать зрителей в трюковую игру («посадка» и другие).

В Западной Европе отдалёнными предшественниками клоунов были античные мимы (5 в. до н. э.— конец 7 в.), более поздними — персонажи итальянской комедии дель арте (середина 16— начало 18 вв.), шуты в пьесах Шекспира и других драматургов, паяцы старинных площадных и балаганных представлений (17 —18 вв.). В России — скоморохи, позднее — участники балаганных представлений. В период зарождения и становления циркового искусства, когда цирк был в основном конным, наездники, конные акробаты, дрессировщики лошадей, пародируя номера верховой езды, разыгрывали небольшие конные пантомимы на комические сюжеты. Самостоятельное цирковое амплуа клоуна сложилось в 1-й четверти 19 века. Первым выдающимся клоуном, прямым предшественником ковёрного клоуна, был Ж.Б. Ориоль (1834, Олимпийский цирк-театр). Среди первых русских клоунов— А. Дидерик, В. Яковлев (1-я пол. 19 в.), позднее И. Козлов. Этапным событием в истории цирка стало рождение клоунской маски Августа (70-е годы 19 в.), в России — Рыжего. Оно привело к возникновению разговорного комического антре в форме буффонадной клоунады — дуэта, изредка — трио клоунов-буфф (Белый и Рыжий, Белый и два Рыжих). Маска буффонадного клоуна стала одной из ведущих форм в жанре клоунады. В России первым буффонадным дуэтом были С. Альперов и Бернардо; большой популярностью пользовались клоуны-буфф Лепом и Эйжен, Эйжен и Роланд. В ходе постепенной дифференциации цирковых жанров определились основные разновидности амплуа клоуна: 1) клоуны-мимы, главными выразительными средствами которых являются движение, жест, мимика в сочетании с трюковым действием; сюда же могут быть отнесены и клоуны-акробаты всех разновидностей (клоуны-прыгуны, клоуны-каскадеры, клоуны-эксцентрики, клоуны в номерах партерной и воздушной гимнастики, клоуны в конных номерах), а также клоуны-пародисты. 2) клоуны разговорного жанра, в выступлениях которых главным является речь, слово (ковёрные клоуны, клоуны-сатирики, клоуны-куплетисты, реприз-клоуны, исполнители цирковых антре и другие), а также клоуны-дрессировщики. 3) Музыкальные клоуны, в том числе музыкальные эксцентрики. Исполняют свои номера на разнообразных, большей частью эксцентрических, музыкальных инструментах, находясь часто во время исполнения в самых необычных положениях (игра на трубе в положении копфштейн, в стойке на одной руке и другие). Нередко артист пользуется одновременно мимическим действием, словом, музыкой и отдельными видами акробатики (подобная универсальность особенно характерна для клоуна-ковёрного). Творчество русских клоунов особенно тяготеет к злободневной тематике. Это ведёт своё начало от искусства скоморохов, позднее «карусельных дедов» («балаганных дедов»). Их традиции восприняли русские цирковые клоуны Н. Иванов, С. Кристов и другие. Впоследствии современность тематики стала основой творчества А. Л. и В. Л. Дуровых, считающихся родоначальниками злободневной сатирической клоунады на русской арене. С наибольшей полнотой эта направленность проявилась в советском цирке, где темами выступлений клоуна становятся различные события внутренней и международной жизни. Артисты советского цирка отказались от грубых клоунских приёмов, господствовавших в старом цирке (оплеухи, разбивание яиц о голову Рыжего и т. п.). В советском цирке главным у клоунов становится осмеяние какого-либо отрицательного явления жизни. Крупнейший вклад в это направление в советский цирк внесли династия Дуровых во главе с её родоначальниками А. Л. и В. Л. Дуровыми, В. Е. Пазаренко, Альперовы, Бим-Бом, братья Танти, Карандаш, Никулин и Шуйдин, О. Попов. Из другие известных КЛОУН разных лет и разных профилей: Амвросъева и Шахнин, Антонов и Бартенев, Д. Бабушкин, И. Л. Байда (родился 1914), В. Байдин, КЛОУН Берман, А. Борисов (родился 1941), П. Боровиков, П. Брыкин, Бугров и Ротмистров, Г. Будницкий и Ф. Хвощевский, Б. Вяткин, А. Глущенко, Демаш и Мозель, Н. Ермаков, Г. Заставников, М. Золло, А. Ирманов, М. Калядин (псевдоним Мишель), Г. Э. Карантонис (1910—65), А. Киссо, И. Козлов, Коко, В. Колобов, братья Кольпетти, В. В. Кондратов (р. 1932), братья Костанди, В. И. Костеренко (р. 1904), Ю. М. Котов (р. 1900), Лавровы, Г. Лерри, С. Любимов (р. 1906), Е. Май, Макеевы, Маковский и Ротман, Макс (М. Высокинский), Макс (М. Фёдоров), Морозовские, X. Мусин, А. Николаев, Г. и Л. Отливаник, С. Петров, А. Попов, Роланд, Серго, А. Смыков, Н. Тамарин, А. Цхомелидзе, С. Шафрик, братья Ширман, А. Юсупов; комики в воздушных полётах Ф. Боно, А. Вязов, Д. Донято, Ф. Конев (Джиованни). Наряду с соло-клоунами и клоунскими дуэтами выступали и клоунские трио — два комика и резонёр (Коко—Якобино—Менжинский или Альперов—Калядин—Бугров), а также более многочисленные по составу группы. В советском цирке возникновение клоунских групп обусловливается единством творческих устремлений участников, специальным репертуаром, особыми актёрскими и режиссёрскими задачами. Первая подобная группа — Музыкальные клоуны под руководством и при участии Л. К. Танти (1940-е гг.); из позднейших клоунских групп — «Семеро весёлых», «Шутки в сторону», «Ребята с Арбата».

 

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?