Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта
Цирк со звездами
Интервью с артистами
Напишите своё
Цирковые жанры

Warning: strpos() [function.strpos]: Empty delimiter in /var/www/terraincognito/data/www/terraincognito.mmfm.ru/includes/sef.php on line 532
Форум
Цирковой словарь
ГОСТЕВАЯ
Карта сайта
Видеочат

Яндекс цитирования








Иллюзионное искусство
Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 
ИЛЛЮЗИОННОЕ ИСКУССТВО, иллюзионизм (французское illusionnisme, от латинского illusion — заблуждение, обман),— цирковой жанр, основным выразительным средством которого является фокус, т. е. трюковой акт, который при всей загадочности, таинственности, очевидной алогичности создаёт иллюзию полной достоверности, реальности. Состоит в демонстрировании мгновенных появлений, исчезновений, перемещений, изменений формы, объёма, цвета и тому подобных превращений различных предметов, животных, людей. Строится на обмане зрения, на умении вовремя отвлечь внимание зрителя каким-либо движением, жестом, взглядом, репликой от того, что по ходу номера должно оставаться скрытым, а также на искусном применении специальной аппаратуры. Существуют два вида иллюзионного искусства: манипуляция и иллюзионизм; общее для обоих видов — искусство артиста творить на виду у зрителя нужную в каждом данном случае иллюзию, различие — в способах, приёмах, с помощью которых эта иллюзия достигается. Иллюзионизм (иллюзии) — показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры. Исполнители иллюзионных номеров называют иллюзионистами. На практике полного разграничения между видами иллюзионного искусства нет: манипуляторы часто выступают как иллюзионисты и наоборот. Те и другие прибегают нередко к приёмам «подсадки» (рассаживание в зале ассистентов под видом зрителей). В иллюзионное искусство входили также мнемотехника, чревовещание (вентрология) и трансформация; впоследствии они обособились в самостоятельные виды эстрадно-циркового искусства. Истоки иллюзионного искусства можно найти в Древней Сирии, Древнем Египте, Ассиро-Вавилонии, Византии, где жрецы с помощью различных устройств творили «чудеса» (внезапное появление под сводами храма статуй богов, священного огня на жертвенниках и другие). Позднее аналогичные «чудеса» использовали в христианских и других религиозных культах. Постепенно приёмы иллюзии стали применяться и вне сферы религии. В Древней Греции, например, существовала тавматургия — искусство фокуса: исполнители фокусов — тавматурги забавляли присутствующих на домашних празднествах. В средние века в Западной Европе фокусы показывали бродячие комедианты-гистрионы, жонглёры, в России — скоморохи. В конце 18 — начале 19 вв. публично демонстрировались различные механические устройства (автоматы); целые иллюзионные представления строились на использовании механизмов («механическая ткачиха» Петра Дюмолина, 1759; иллюзионные зрелища П. Кулибина с помощью изобретённых им оптических и других приспособлений, 1770—80; разнообразные иллюзионы в «механическом кабинете» А. Гамулецкого, 1820—40; механическая кукла X. Чугмала, 1836, и другие). Большим успехом пользовалось в России иллюзионное искусство во 2-й половине 19 в. благодаря гастролям иностранных фокусников-иллюзионистов (Р. Беккер, Б. Боско, А. Германн, Л. Деблер, Г. Уферини, В. Фрикель и другие). Из русских артистов в этом жанре выступали Н. Козлов, В. Ларионов (Леони), Г. Иванов, его сын Ф. Иванов (см. Ивановы) и другие В начале 20 в. приобрели популярность номера, в которых артисты быстро, на глазах у зрителей освобождались от цепей, верёвок, из наглухо замкнутых сундуков и другие (Г. Гудини, Г. Джейк, Тафт и другие). Большое распространение получили номера факиров. Выдавая себя за индусского (индийского) факира, египетского мага, китайского волшебника, гипнотизёра, исполнители облекали свои «сеансы» в покров загадочности, сверхъестественности (Али, Линга-Синг, То-Рама, Дмитрий Лонго). Многие элементы этой манеры исполнения стали вскоре характерными для большинства иллюзионистов (Гарри Янсен, псевдоним — Данте; К. Касфикис и другие), в том числе и для советских иллюзионистов в раннюю пору их творчества. Однако постепенно они начали освобождаться от штампов, находить новые приёмы и методы, которые утвердились как основополагающие принципы советского иллюзионного искусства,— сюжетность, занимательность в сочетании с высоким исполнительским мастерством. Среди представителей советского иллюзионного искусства— Ю. Авьерино, Алли-Вад, Кио, Клео Доротти, М. Марчес, Пассо, Рубановы, И. Симеолоков, 3. Тарасова, А. Фурманов, А. Шаг. В 1935 известный артист-гипнотизёр Орнальдо (настоящая фамилия — Смирнов) организовал в Ленинграде иллюзионный театр, показавший две сюжетные постановки — «Человек-невидимка» и «Тысяча первая ночь Шехеразады». В 1967 своеобразный иллюзионный аттракцион подготовил О. Ратиани. Некоторые советские иллюзионисты создают свои аттракционы, используя новейшие достижения науки и техники («Чудеса без чудес» А. Сокол). Из другие советскогоартистов, выступавших и выступающих в жанре И. и.,— Бертроф (псевдоним артистов Берестицкого и Трофимова), С. Ван Тен-тау, Ван Ю-ли, А. Галсанэ, А. Зотова, Ю. Писаренко, К. Резников, Си У-ли, Б. и А. Хейфец, М. Ширвани, П. Назаров, X. Абдуллаев.
 

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?