Цирк    Добавить в Избранное  Карта сайта
Цирк со звездами
Интервью с артистами
Напишите своё
Цирковые жанры

Warning: strpos() [function.strpos]: Empty delimiter in /var/www/terraincognito/data/www/terraincognito.mmfm.ru/includes/sef.php on line 532
Форум
Цирковой словарь
ГОСТЕВАЯ
Карта сайта
Видеочат

Яндекс цитирования








Борьба в цирке
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 
Борьба в цирке - состязания борцов на цирковой арене. В русском цирке борьба становится частью представлений. С 60 – 70-х гг. 19 в. «Ритуал чемпионата французской борьбы был строго традиционен: одна из борющихся пар – непременно – якобы в пылу спортивного азарта налетала на судейский столик; жюри якобы в ужасе разбегалось; кто-то под общий смех зрителей падал, ронял студенческую фуражку, которая катилась по арене, валились на опилки чернильницы, колокольчик; бумаги разлетались во все стороны. В общем, это был маленький спектакль, комическое антре, о котором потом вспоминали простодушные зрители, как о счастливой случайности, в то время как всё это было заранее подстроено…» Начиная с 1860 борьба на поясах становится неотъемлемой частью цирковой программы, причем борцы состязались не только в борьбе, но и в различных упражнениях с тяжестями. На ряду с наигранной борьбой, даже немного клоунской проходили и серьёзные состязания. Но даже после того как борьба стала профессиональной, в целом состязания были театрализованными представлениями и хорошим средством агитации среди любителей. Из профессиональных борцов особенно большую известность приобрел Иван Поддубный, шестикратный чемпион мира, популярны были также борцы Иван Шемякин, Иван Заикин, Николай Вахтуров и др. Цирковые атлеты боролись между собой и вызывали желающих из публики. Боролись по – русски – в обхват («сграбившись»), т. е. обхватив друг друга крест – накрест, или по – швейцарски – надев специальные широкие пояса с ручками (брались за ручки пояса противника и стремились, оторвав его от земли, повалить на землю так, чтобы он коснулся лопатками ковра). В августе 1885 В. Краевский (1841 – 1900), врач по образованию, организовал в Петербурге кружок любителей атлетики (при нём имелась спортивная арена). Аналогичные кружки были созданы в Москве, позже – в других крупных городах. На спортивных аренах демонстрировали свои достижения атлеты – профессионалы, проводились занятия с любителями по поднятию тяжестей и французской борьбе. Любители могли вступать в соревнования с профессионалами. В кружке Краевского занимался В. Пытлясинский, победивший в 1889 в парижском цирке немецкого борца К. Абса, считавшегося непобедимым. В 1898 на Всемирном чемпионате борьбы в Париже Пытлясинский занял 2-е место, Ученик Краевского Г. Гаккеншмидт первым из русских борцов стал чемпионом мира (1901, Париж). В цирке выступали также известные борцы И. Поддубный, И. Заикин, Г. Лурих, П. Крылов и др. В 1904 в Петербурге в цирке Чинизелли проводился первый в России чемпионат профессиональной борьбы. В 1905 такой же чемпионат был проведен в Петербурге в саду «Фарс». Его возглавил ученик Краевского арбитр И. Лебедев (Дядя Ваня). С этого времени чемпионаты проводились во всех цирках России. Профессиональная борьба отличается от любительской тем, что у профессионалов нет разделения по весовым категориям; некоторые приёмы, встречающиеся в профессиональной борьбе, в любительской борьбе отсутствуют (двойной нельсон, «макароны»). Среди борцов-профессионалов выдвинулись мастера, побеждавшие в чемпионатах России и за границей: И. Поддубный, И. Заикин, И. Шемякин, Н. Башкиров, Н. Вахтуров, К. Буль, С. И В. Збышко-Цигановичи, Ф. Каптуров, И. Романов, Я. Спул. Постепенно борьба в цирке становилась средством наживы буржуазных дельцов, опошлялась: демонстрировались толстяки, великаны, применялись грубые и жестокие приёмы, борцы подразделялись на «героев» и «злодеев», разжигались националистические чувства. Большинство схваток борцов было срепетированными цирковыми номерами. Это уводило борьбу от спорта, придавало ей рекламно-деляческий характер. В первые годы после Октябрьской революции 1917 года чемпионаты борьбы ещё проводились на прежних условиях, во главе большинства из них стояли частные предприниматели, широко использовались приёмы, чуждые спорту. В 1924 году Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром Наркомпроса предложило передать чемпионаты под контроль физкультурных организаций. Когда это сделать не удалось, демонстрация борьбы в цирках была запрещена. Возрождение профессиональной борьбы в цирке началось с 1933 года. В системе ЦУГЦ были организованы три чемпионата борьбы. В последующие годы их число возросло до 12. Чемпионаты вначале возглавлял Н. Башкиров, потом Ф. Прашек и Б. Калмановский, способствовавшие утверждению борьбы на подлинно спортивной основе. Были привлечены лучшие борцы из числа старых профессионалов и талантливая молодёж, проявившая себя в любительских соревнованиях: В. Ярков, Ян Цыган (И. Куксенко), В. Плясуля, А. Мазур (псевдоним – Богатырёв), Верден (настоящая фамилия – Н. Жеребцов), рекордсмены СССР по поднятию тяжестей – А. Касперович, П. Чуркин, чемпионы СССР - А. Сенаторов, И. Толмачёв, М. Стрижак, неоднократный призёр первенства СССР П. Загоруйко, троекратный чемпион СССР А. Пустынников и др. Цирковые борцы принимали участие в розыгрышах первенства СССР. Наряду с соревнованиями по классической борьбе проводились соревнования по различным видам национальной борьбы. В советских и далее российских цирках профессиональные чемпионаты не проводились.
 

Голосования

Кто наиболее яркий на манеже?